странное животное

alex_khlopotova

Заметки орнитолога-журналиста.

О Природном парке "Река Чусовая"

В гостях ЮУГПЗ
странное животное
alex_khlopotova

Это пост с самого начала не задался и оттого его появление затянулось. Вплоть до того, что готовый текст в черновике просто удалился.
Но теперь всё позади - и отчет о поездке увидит свет.

В начале марта мы побывали в республике Башкортостан в Южно-Уральском государственном природном заповеднике. Мысль о поездке возникла еще в конце 2012 года, но обстоятельства позволили поехать лишь накануне весны.
Всего в Башкирии 3 государственных заповедника (Башкирский, "Шульган-Таш", Южно-Уральский), 3 национальных парка ("Башкирия", "Аслы-Куль", природный национальный парк "Кандры-Куль"), 27 государственных природных заказников (из них 11 сугубо ботанические) и 146 памятников природы.
Южно-Уральский государственный природный заповедник, или коротко ЮУГПЗ, расположен на территории Белорецкого района республики Башкортостан (>90%) и Челябинской области. Общая площадь заповедника составляет 252,8 тыс. га. Это самый большой по площади заповедник Башкортостана и всего Южного Урала. Парк "Река Чусовая" почти в три раза меньше по площади.
В ЮУГПЗ сохранились уникальные горные экосистемы, лесные и высокогорные растительные сообщества, находящиеся в экстразональных условиях на южном пределе своего распространения, а также многие виды растений и животных.
На территории заповедника находятся самые высокие хребты Южного Урала — Машак, Зигальга, Нары, Кумардак с абсолютными высотами 1300 -1400 м и горный массив Ямантау с наивысшей отметкой Южного Урала (1640 м).
В заповеднике берут свое начало реки Большой Инзер, Малый Инзер, Юрюзань, Катав. Все реки заповедника относятся к категории малых горных рек — с быстрым течением и порожистыми участками. На территории заповедника имеются 12 болотных массивов общей площадью 128 га.

На экскурсии по границе заповедника.

Наличие скальных обрывов и рек роднит ЮУГПЗ с нашим Природным парком не только в визуальном представлении, но еще и тем, что на скалах заповедника также, как и у нас, гнездится сапсан. Об этом мы узнали из статей орнитолога заповедника, Алексеева Валерия Николаевича. На просьбу поделиться дополнительными материалами по исследованиям сапсана в заповеднике, он охотно откликнулся: прислал еще несколько статей, которых в Екатеринбурге было не найти, и ...пригласил приехать в гости. У орнитологов средних широт ездить в гости получается только вне полевого сезона - когда большинство птиц на зимовке. Поэтому мы с радостью приняли приглашение.
И вот на границе февраля и марта мы прибыли в поселок Инзер (жители произносят это как "инзЭр") и отправились в сопровождении Валерия Николаевича в усадьбу Заповедника в поселок Реветь (ударение на вторую "е").

Отдельное слово стоит сказать о поселке. Реветь - это несколько частных домов, трехэтажная контора заповедника (пожалуй, единственное кирпичное здание), бытовые постройки (туалеты, гаражи) и квартальчик бревенчатых двухэтажных домов для сотрудников Заповедника. На самом деле, многие жильцы последних уже не являются сотрудниками - это пенсионеры, которые когда-то работали в ЮУГПЗ и которым негде больше жить. "Квартиры" свои они приватизировать не могут, так как это служебное жилье, но и выселиться им некуда. Так и живут - на заповедной территории.

После встречи с руководством заповедника мы отправились на прогулку по ближайшим окрестностям в сопровождении Валерия Николаевича. Вдоль по реке Малый Инзер мы прошли несколько километров, пока орнитолог рассказывал о том, как он исследовал питание и кольцевал сапсанов.

На следующий день хотели подняться на вершину Малый Ямантау, но погода не благоприятствовала. Отправились на следующий день.
А свободное время снова вложили в общение - с сотрудниками ЮУГПЗ. Показали им свою работу на Чусовой, рассказали о Природном парке, о сапсанах.

В обмене опытом самое главное - найти общий язык.

В заповеднике для нас нашлись лыжи с камусом (оленья шкура, подбиваемая снизу лыжи, чтобы уменьшить скольжение назад). При подъеме на вершину их ценность ощущается в полной мере.

В начале маршрута на Малый Ямантау.

По пути к Малому Ямантау мы спугнули из "лунок" рябчиков. Эти птицы зимой зарываются в снег для ночевки. В особенно холодные дни сидят в лунках и днем.
После 4 км маршрута пришли к избушке заповедника. Недавно отстроенная, но уже содержит внутри послания забредающих на территорию нарушителей.

У новенького зимовья.

Пусть бы и писали - лишь бы не жгли. Многие избушки заканчивают свое существование именно от рук тех, кто не может уйти, оставив после себя всё неизменным.
В избушке холодно - попили чай с бутербродами и побежали дальше.
Снова встретили живность - пробежал впереди нас заяц. Наследил - пойди, распутай! ))
У самой вершины увидели главного персонажа дня - тетерева. В количестве четырех штук. Валерий Николаевич был очень рад находке, и кажется больше ничего от этого дня не ждал. Поэтому мы пофотографировались немного, не смотря на падающий неустанно снег и скользнули вниз по склону, обратно - в усадьбу.

Все эти дни нас сопровождал мохнатый спутник - пёс по кличке Дохлый. Ему нравилось бродить с нами, хотя хозяин его всё это время был в Ревети. На финише и на привалах ему доставались кое-какие лакомства, но было ощущение, что не за ними он ходит.

За очередной кружкой чая обсуждаем общее дело.

Вечерами мы сидели, обсуждали планы на статьи и исследования и возможности совместной работы. В Башкирии никого чаем не напугаешь - поэтому пили мы его по восемь чашек за вечер. Общение было теплым и взаимно интересным. Осталось ощущение, что оно продолжится.

Posted via LiveJournal app for iPad.